Моя Тропа. Главная страница
Позвонить по скайпу
Написать по электронной почте
Моя Тропа — Средняя Азия, Гималаи — Вокруг Аннапурны, 2011 — Kathmandu - Besisahar - Bhubhule
Непал, Annapurna Circuit Trek,
или еще один недопоход, 2011

Алексей Неупокоев
28 апреля 2011

Встали почти в пять, завтракать не стали, спустились в холл - там нас уже ждут.

Машина стоит прямо у дверей, сиденье водителя, как я заметил, в положении "сон". Как потом выяснилось, он не местный, приехал сильно заранее, ну и дрых, пока мы дрыхли.

Машина - отдельная песня. Тоёта Королла древних годов, дизельная, ну и ясен пень - на механике. Они там все на механике. Фоток нет, точно не помню, примерно или 70-й или 80-й кузов. Но едет хорошо, передачи только на кочках, бывало, вылетали...

Традиционное лирическое отступление, об авто.

В Непале очень мало машин в частном пользовании. Дело, думаю, не только в цене, в конце концов, везут всё из недалекой Индии и вряд ли с аццкими пошлинами. Просто в Непале гораздо проще, надежнее и удобнее перемещать свою дупу на мотоцикле. Двухколесный парк поэтому поражает масштабностью. Легковые авто же по большей частью используются таксистами, и по большей части это Maruti 800, он же Suzuki Alto второго поколения, прадед моего Шевроле Спарка. Фигулинка типа Оки, кому интересно - в википедии есть статья. Вообще, позиции Suzuki под брендом Maruti очень сильны в Индии и прилегающих странах.

Изредка попадаются такие вот древние Тойоты, разные микроавтобусы. Из новья явно превалируют корейцы - Киа, Хёндэ, тоже все мелкие. В Катманду есть офдилер Шевроле, я видел десяток Спарков и один гроб типа Трейлблейзера. Жалко, Спарки видел только из окна машины, хотелось бы иметь фотку праворукого.

Грузовики и автобусы все Тата, разукрашенные как ёлка новогодняя и груженные, как молодой ишак.

Как я уже писал, горючка примерно вдвое дороже нашего. Горючка двух типов - просто бензин (сворее всего 92-й) и просто дизель (ясно дело, не зимний). Качество ее не знаю, да и, думаю, всем пофиг. Там даже про евронормы никто не слышал.

Загрузились мы и поехали. Для начала водила начал искать топливо. Из Катманду явно выезжал, заруливая на все известные заправки. Везде голяк. Повезло примерно через час пути, уже где-то за пределами долины. По дороге видели аварию, вроде бы с трупом - мотоциклист решил завернуть за глухой поворот по встречке, не угадал. Раз остановились пожрать. Мы с водилой вышли, Женя остался страдать похмельем на заднем сиденье.

Так и доехали. В самом начале одиннацатого были в деревне под названием Besisahar, стартовой точке нашего трека. По-бырому наменяли денег, потому что дальше это сделать просто негде, и купив водички двинули в дорогу.

Лирика про деньги.

С карточками в Непале не очень зашибись. Банкоматы есть только в туристических районах, через одного не работают, почти везде лимит разового съема - 10000 рупий, и рупий 300-400 на таком съеме еще теряется. Мест, где можно "прокатить" карточку почти нет. В любой момент карточка может уйти в блокировку. В общем, как у нас в девяностых. Обменников зато дофига, правда, наши рубли не берут.

На всём треке вообще без наличных рупий делать нечего. Даже в двух райцентрах, Мананге и Джомсоме, банкоматов не найдешь, да и за обменником побегать придется. Купюры, блуждющие по деревням, зачастую просто просятся в утиль, умоляют вывести их из обращения. Но банков-то там тоже нет, вот и крутятся годами...

Идем. Жара. Идем по дороге, альтернативных троп пока нет. Но и техника проезжает нечасто, в основном местные автобусы, набитые выше крыши. Вообще, последнее время на этом участке трекеры ходят редко, предпочитая проезжать до тропы. Но дорогу бьют все дальше и дальше, скоро вообще можно будет почти до перевала ездить.

Высота, кстати, что-то около 700-800 всего, Катманду и то выше. Так что снежных вершин и офигенских красот пока не ждите.

Идем, Женю по-немного нагоняет похмелье, качественно усиливаемое жарой и нагрузкой. Я вроде бы топаю бодрячком, пытаюсь подобрать положение лямок на рюкзаке, чтоб удобно было. Дымка, фотать вообще не тянет.

Дошли до первой нашей стоянки. Деревня называется Bhubhule. Первый чекпост, где лениво-сонный дядька забирает себе половину пермита, а на второй половине ставит печать. Прям с чекпоста вторая дверь выводит в гостиницу, гордо называнную Thorong-La Guest House, при том, что до самого Торонга отсюда еще чуть не десять дней пилить.

Позже я понял, что если б не похмелье, от которого Женя, по его словам, чуть не помер, можно было пройти чуть дальше, до следующей деревни. Там и гесты баще. Но почему-то во всех отчетах именно Бубуле упоминается как деревня, до которой надо дойти из Бесисахара. Ну и мы так и действовали, как все.

Женя заполз в любезно предоставленную нам за 200 рупий комнатёшку и свалился спать. Я же, гонимый желудком, пошел заказать еды, потом пожрал, помылся в прохладном душе, и сел в тенёк смотреть на мир.

Через некоторое время начали подтягиваться другие туристы. Часть из них шла дальше, часть останавливалась тут, часть - в этой же деревне, но в других гестах. Пробежали дальше две русскоговорящие (с каким-то странным акцентом) девченки, остались в этом же гесте еще двое русских, из Москвы, Вова и Женя (Евгения, т.е. женского полу), шустрый паренек из Канады, девица с портером, какой-то полный китаец, тоже с портером, дедок, тоже шустрый и тоже с портером, индус (возраст его я не понял) с портером...

Лирика о портерах.

Портеры - это такие местные, которые носят грузы. Интересно так носят - к сумке приделывается лямка, лямка одевается на лоб, сумка за спину - и так и ходят. Килограмм по 50-60 носят, всё, что угодно. Многие туристы нанимают портера, чтоб он нес их рюкзак, а сами налегке с фотиком на перевес идут и наслаждаются треком. Часто портер в таких случаях выполняет функцию гида, да и, например, он лучше знает, в каком гесте остановиться, тоже удобно, а то такие сараи попадаются... Портеры живут отдельно от туристов, в гестах для них либо отдельное помещение держат, либо вообще где-то на кухне спать кладут.

Позже, несколько дней подряд, мы постоянно пересекались с этими людьми на треке. Так оно обычно и бывает, судя по отчетам, т.к. средний маршрут, преодолеваемый за день, почти у всех одинаковый.

Вечером, за ужином, Вова рассказал, что они до этого два месяца болтались по всей Индии, теперь вот в Непале. Дедок рассказал, что он проехал всю Россию по Транссибу, и таким образом видел куда больше нас, россиян. Канадец усиленно жрал дал-бат (об этом потом расскажу), китаец часа три обсуждал маршрут со своим портером и вообще держался как-то стабильно отдельно от всех.

Вот как-то так вот выглядит этот гест, комната у нас была на втором этаже:

гестхаус

Я пока ходил вокруг, нашел крапиву. Чем-то на нашу похожа, только еще на листьях иголочки, как и на стеблях, и жжется куда как круче, на уровне алтайской. Еще нашел грядки с помидорами и капустой, точь-в-точь как у нас.

А вот местные ребятишки из школы идут. Про местное образование и школы можно вообще отдельный пост писать...

непальские дети

Хозяин геста, с сыном.

Хозяин геста, с сыном

Вообще, тема общения с хозяевами очень интересна.

Обычно встречает гостей хозяйка. Она знает пару десятков слов по-английски (room, lunch, shower, toilet - показать где что, OK - как универсальное подтвержение, что всё понятно), потом обычно ее видно только на кухне. Хозяин вообще не особо с гостями общается, он все по хозяйству делает. Непосредственное обслуживание постояльцев осуществляют дети хозяев. Обычно их английский гораздо лучше, они шустрые, понятливые, общительные.

Типовая менюшка в гесте (сделал фотку побольше, чтоб разобрать можно было):

меню

Я почему говорю "типовая" - гесты находятся под контроем местного министерства туризма, и менюха у них аппрувленная, о чем всегда написано на обложке. Т.е. она, скорее всего, подогнана под наши европейские желудки, и потому состав там от геста к гесту меняется мало. Ну и опять же, ограниченность ингридиентов и методики их приготовления накладывает отпечаток.

Что можно рассказать по этой менюхе... Чай обычно пакетиковый, либо кипяток через большое сито с заваркой. Молоко сухое. Яица самые обычные, у них даже ячейки картонные на 30 яиц - как у нас, один-в-один. Chapatti - обычная лепешка, мука на воде и всё. Тибетский хлеб - гораздо вкуснее. Один раз был сладкий, так на вкус - как наш сметанный пряник, только пряник обычно сухой, а этот хлеб - нет. Обычного нашего дрожжевого хлеба нету. Суп - порошковый, консистенцией жидкого киселя. Внизу в него еще бывает добавляют зелень, вверху уже даже и этого нет. Лапша в супе - это доширак.

Рис - вот это натуральный продукт. Большая тарелка Veg. Fired Rice (т.е. жаренный с овощами рис) - хорошее сытное блюдо.

Дал бат - это вообще легенда трека. Это рис с картошкой и разными приправами. Судя по отчетам, еще лет пять назад в меню, особенно на высоте, не было ничего приличного вообще, и народ трескал этот дал бат на завтрах, обед и ужин, пока из ушей не лезло. Дал бат до сих пор упоминается во всех путеводителях как самое распространенное местное блюдо. Я же умудрился за весь трек его так ни разу и не поесть.

Макароны, лапшка, карри... все обычное.

Момо - тибетские варенники, начинка растительная. Даже если там упомянут чикен, минимум половина начинки будет растительной. Остренькие, обычно подаются с еще более острым сладким соусом.

Кстати, о чикене. Никогда, ни в одном блюде не будет курицы сколько-нибудь целиком. Мясо всегда мелко-мелко порезано. И его всегда мало :(

Картошка обычная, из десертов же я лично ел только яблочный пирог. Довольно большой пирог, сантиметров 20 в диаметре, сантиметра три в тощину, умеренно сладкий. Вполне съедобен.

Еще где-то на обороте обычно пишут про алкоголь. Пиво везде одинаковое, только чем дальше, тем дороже. Обязательно есть дешевое local beer (читай, рисовая брага). Еще дороже - крепкий алкоголь, стабильно есть даже водка. Но пить там не стоит, Женя не даст соврать :)

Вот, кстати, тот дедок, который Россию проехал повдоль, может, кто его знает, видел?

путешественник
« Ранее    Далее »