Встали почти в пять, завтракать не стали, спустились в холл - там нас уже ждут.
Машина стоит прямо у дверей, сиденье водителя, как я заметил, в положении "сон". Как потом выяснилось, он не местный, приехал сильно заранее, ну и дрых, пока мы дрыхли.
Машина - отдельная песня. Тоёта Королла древних годов, дизельная, ну и ясен пень - на механике. Они там все на механике. Фоток нет, точно не помню, примерно или 70-й или 80-й кузов. Но едет хорошо, передачи только на кочках, бывало, вылетали...
Традиционное лирическое отступление, об авто.
В Непале очень мало машин в частном пользовании. Дело, думаю, не только в цене, в конце концов, везут всё из недалекой Индии и вряд ли с аццкими пошлинами. Просто в Непале гораздо проще, надежнее и удобнее перемещать свою дупу на мотоцикле. Двухколесный парк поэтому поражает масштабностью. Легковые авто же по большей частью используются таксистами, и по большей части это Maruti 800, он же Suzuki Alto второго поколения, прадед моего Шевроле Спарка. Фигулинка типа Оки, кому интересно - в википедии есть статья. Вообще, позиции Suzuki под брендом Maruti очень сильны в Индии и прилегающих странах.
Изредка попадаются такие вот древние Тойоты, разные микроавтобусы. Из новья явно превалируют корейцы - Киа, Хёндэ, тоже все мелкие. В Катманду есть офдилер Шевроле, я видел десяток Спарков и один гроб типа Трейлблейзера. Жалко, Спарки видел только из окна машины, хотелось бы иметь фотку праворукого.
Грузовики и автобусы все Тата, разукрашенные как ёлка новогодняя и груженные, как молодой ишак.
Как я уже писал, горючка примерно вдвое дороже нашего. Горючка двух типов - просто бензин (сворее всего 92-й) и просто дизель (ясно дело, не зимний). Качество ее не знаю, да и, думаю, всем пофиг. Там даже про евронормы никто не слышал.
Загрузились мы и поехали. Для начала водила начал искать топливо. Из Катманду явно выезжал, заруливая на все известные заправки. Везде голяк. Повезло примерно через час пути, уже где-то за пределами долины. По дороге видели аварию, вроде бы с трупом - мотоциклист решил завернуть за глухой поворот по встречке, не угадал. Раз остановились пожрать. Мы с водилой вышли, Женя остался страдать похмельем на заднем сиденье.
Так и доехали. В самом начале одиннацатого были в деревне под названием Besisahar, стартовой точке нашего трека. По-бырому наменяли денег, потому что дальше это сделать просто негде, и купив водички двинули в дорогу.
Лирика про деньги.
С карточками в Непале не очень зашибись. Банкоматы есть только в туристических районах, через одного не работают, почти везде лимит разового съема - 10000 рупий, и рупий 300-400 на таком съеме еще теряется. Мест, где можно "прокатить" карточку почти нет. В любой момент карточка может уйти в блокировку. В общем, как у нас в девяностых. Обменников зато дофига, правда, наши рубли не берут.
На всём треке вообще без наличных рупий делать нечего. Даже в двух райцентрах, Мананге и Джомсоме, банкоматов не найдешь, да и за обменником побегать придется. Купюры, блуждющие по деревням, зачастую просто просятся в утиль, умоляют вывести их из обращения. Но банков-то там тоже нет, вот и крутятся годами...
Идем. Жара. Идем по дороге, альтернативных троп пока нет. Но и техника проезжает нечасто, в основном местные автобусы, набитые выше крыши. Вообще, последнее время на этом участке трекеры ходят редко, предпочитая проезжать до тропы. Но дорогу бьют все дальше и дальше, скоро вообще можно будет почти до перевала ездить.
Высота, кстати, что-то около 700-800 всего, Катманду и то выше. Так что снежных вершин и офигенских красот пока не ждите.
Идем, Женю по-немного нагоняет похмелье, качественно усиливаемое жарой и нагрузкой. Я вроде бы топаю бодрячком, пытаюсь подобрать положение лямок на рюкзаке, чтоб удобно было. Дымка, фотать вообще не тянет.
Дошли до первой нашей стоянки. Деревня называется Bhubhule. Первый чекпост, где лениво-сонный дядька забирает себе половину пермита, а на второй половине ставит печать. Прям с чекпоста вторая дверь выводит в гостиницу, гордо называнную Thorong-La Guest House, при том, что до самого Торонга отсюда еще чуть не десять дней пилить.
Позже я понял, что если б не похмелье, от которого Женя, по его словам, чуть не помер, можно было пройти чуть дальше, до следующей деревни. Там и гесты баще. Но почему-то во всех отчетах именно Бубуле упоминается как деревня, до которой надо дойти из Бесисахара. Ну и мы так и действовали, как все.
Женя заполз в любезно предоставленную нам за 200 рупий комнатёшку и свалился спать. Я же, гонимый желудком, пошел заказать еды, потом пожрал, помылся в прохладном душе, и сел в тенёк смотреть на мир.
Через некоторое время начали подтягиваться другие туристы. Часть из них шла дальше, часть останавливалась тут, часть - в этой же деревне, но в других гестах. Пробежали дальше две русскоговорящие (с каким-то странным акцентом) девченки, остались в этом же гесте еще двое русских, из Москвы, Вова и Женя (Евгения, т.е. женского полу), шустрый паренек из Канады, девица с портером, какой-то полный китаец, тоже с портером, дедок, тоже шустрый и тоже с портером, индус (возраст его я не понял) с портером...
Лирика о портерах.
Портеры - это такие местные, которые носят грузы. Интересно так носят - к сумке приделывается лямка, лямка одевается на лоб, сумка за спину - и так и ходят. Килограмм по 50-60 носят, всё, что угодно. Многие туристы нанимают портера, чтоб он нес их рюкзак, а сами налегке с фотиком на перевес идут и наслаждаются треком. Часто портер в таких случаях выполняет функцию гида, да и, например, он лучше знает, в каком гесте остановиться, тоже удобно, а то такие сараи попадаются... Портеры живут отдельно от туристов, в гестах для них либо отдельное помещение держат, либо вообще где-то на кухне спать кладут.
Позже, несколько дней подряд, мы постоянно пересекались с этими людьми на треке. Так оно обычно и бывает, судя по отчетам, т.к. средний маршрут, преодолеваемый за день, почти у всех одинаковый.
Вечером, за ужином, Вова рассказал, что они до этого два месяца болтались по всей Индии, теперь вот в Непале. Дедок рассказал, что он проехал всю Россию по Транссибу, и таким образом видел куда больше нас, россиян. Канадец усиленно жрал дал-бат (об этом потом расскажу), китаец часа три обсуждал маршрут со своим портером и вообще держался как-то стабильно отдельно от всех.
Вот как-то так вот выглядит этот гест, комната у нас была на втором этаже: