Моя Тропа. Главная страница
или еще один недопоход, 2011

Алексей Неупокоев
26 апреля 2011

Необходимое лирическое отступление, про деньги.

Курс непальской рупии колеблется в районе 70 за один доллар. Курс рубля на момент поездки - 28 за доллар. Несложные вычисления дают цифру в 2.5 рупии за рубль с очень большой точностью.

В Непале все стоит примерно столько же чисел сколько и у нас, только числа в рупиях. Ну т.е. если по курсу сравнивать, то всё на свете в среднем в два с половиной раза дешевле. Дороже только горючка (примерно в два раза) и алкоголь (процентов на 20-40). Очень большая часть товаров и услуг предлагается по договорной цене с изначальным ценником раза в два выше реальной цены. Торг уместен, господа.

Выходим, значить, из аэропорта, попадаем в жару (что-то около восьми утра, солнце уже фигачит вовсю) и небольшую толпу таксистов. Таксисты, ессесно, предлагают везти в Тамель, это такой туристический район Катманду. Мы же, умные, хотим зайти круче.

Еще одно лирическое отступление. Аннапурна - заповедник. Туризм там строго под контролем. Всякий турист должен иметь т.н. пермит - бумажку, дозволяющую ему ходить в этом заповеднике. И еще некий TIMS - другая карточка туриста, хз зачем. Пермиты и тимсы можно сделать в любом отеле, воспользовавшись услугами помогайки за небольшую мзду, а можно и самому, если знать где.

В общем, заказываем таксистам везти нас в Nepal Tourism Board - госучреждение, выдающее нужные нам бумажки. Уверенно торгуемся с 500 рупий до 300 (делите, делите господа всё на два с половиной, сравнивайте с нашими ценами), благо ехать там километра четыре-пять. Везут кривыми улочками, таксист болтлив, интересутеся всяким. Я сижу впереди, стараюсь отвечать в меру своего английского. Движение условно левостороннее, хаотичное, ощущение немного неприятное :)

Доехали, выгрузились, зашли в прохладное помещение, выяснили, что доллары они не принимают, а пермит-то стоит 2000 рупий, надо менять. С трудом пытаемся выяснить где тут обменник или банкомат, куда-то идем... Я пытаюсь пользоваться GPS с космоснимком... Короче, до первого работающего ATM прошли пол-дороги до Тамеля. Назад идти с вещами влом, решаем дойти уже до Тамеля, вписаться в отель, дальше ходить уже пустыми.

Дошли. Ходим, вертим бошками по сторонам, думаем, куда б податься. Ессесно, к нам подскакивает специально обученный человек, зовет в его отель. Чо, на рыбу и рыбак. Называет цену в 12 долларов за комнату. Цена нам нравится, идём. Приятный отель, в холле фонтан-водопадик, прохладно, ресторанчик опять же. Хозяин показывает комнату, но 12 баксов ему мало. Зазывайка куда-то сгинул, падонаг. Согласился на 20, ладно, номер приятный - две кровати, чистое белье, тумбочка, два кресла, шкаф, столик, душ с сортиром. Где вы за 600р на двоих, здесь, в Новосибирске такую гостиницу найдете?...

Пока суть да дело, пока посцали, разгрузились, прибежал помогайка. Базарит по-русски, с акцентом, но бодро, требует называть его Денисом, сует визитку, предлагает сделать всё за 10 процентов мзды. У нас на тот момент бабла еще немеряно, великодушно соглашаемся - ходить уже не хочется никуда... Попутно интересуемся ценами на машину до стартовой точки.

Небольшое отступление. Трек начинается в деревне под названием Бесисахар. От Катманду до Бесисахара - километров триста горной дороги, не меньше. Туда ходят автобусы рупий за 500. Автобус выходит в восемь утра и идет часов восемь, иногда больше. Машину можно заказать на раннее утро, чтоб избежать пробок, и доехать за пять часов.

Машину обещают за 120 баксов, торговаться отказываются. Мол, горючка дорожает, да и достать ее все тяжелее, в Катманду перебои. Ладно, мы ж богатые, чо, по 60 с рыла за такое расстояние - ниачом. Соглашаемся. Денис взяв задаток убегает.

Мы позавтракали и набравшись смелости идем барахлиться. Идем во вполне конкретное место - магазинчик под названием Base Camp. Его отмечали в нескольких отчетах как точку, в которой продаются фирменные и почти фирменные очень качественные вещи.

Идем не спеша, отмечаем повороты. Про кадастр в Непале никто не слышал - ни имен улиц, ни номеров домов. Вся адресация примерно такая: "Район такой-то, через три дома от такого-то известного отеля". Улочки узкие, кривые. Тротуаров нет, ширина - на две машины. В куче люди, рикши, велики, моцыки, такси, всё гудит, галдит, пахнет - жуть.

Нашли, начинаем втариваться. Набор товаров и их цены - впечатляют. Я щас перечислю, что я взял:
- термобелье, верх и низ, отличное, как настоящее
- флиска двухсторонняя верхняя, отличная (типа North Face, может быть и настоящая)
- флисовые штаны, сильно попроще и заметно похуже
- теплый пуховой жилет, уминающийся до маленького шарика (типа Mormot, но уж больно пух лезет)
- две пары трекинговых носок (вроде б настоящие)
- перчатки типа "горнолыжные" (что-то китайское, но у меня такие были, в наши зимы ходил без проблем)
- футболка из хитрой синтетики, никогда такой не видел (условное название Patagonia, типа фирмА)
- пара трекинговых палок.

Отдал (барабанная дробь) 130 баксов. 4000 наших. Блин, я тут такую флиску чуть ли не за три тыщи видел, и термушка не меньше двух тут стоит. И носки от штуки наших... Заецвшоке.

Еще взял офигенный рюкзак на 55л, за 100 баксов, и офигенный пуховый спальник за столько же. В России такое минимум в два раза дороже.

Втаренные пошли домой, собираться, завтра же в дорогу.

В общем, собрали рюкзаки. Вошло не всё. Я даже термос не взял, не говоря уже о фляжке. С другой строны, всё необходимое вошло, а разносолы - да фиг с ними. Женя, хитрый тип, рюкзак взял чуть поменьше, в итоге общую аптечку нести пришлось мне. Добавьте сюда фотик, кой-чего для глаз, ботинки, не нужные до самого перевала (а Женя взял кроссовки) - и мой груз был килограмма на три-четыре больше его. Люди, таскавшие в поход по сорок кг жрачки с палатками, конечно, посмеются, но мне, работнику языка и клавиатуры, и эти чуть-меньше-пятнадцати по началу было круто.

Собрались, делать-то нечего, еще светло, пошли по Тамелю побродить. Я, понятное дело, со своим топографическим кретинизмом, сразу потерял направление и всю дорогу надеялся исключительно на Женю. Похавали в каком-то заведении для местных, Женя взял пивка...

Лирическое отступление о пиве.

В Непале есть два сорта бутылочного пива, которое можно пить. Во-первых, это местное Everest, во-вторых, международное San Miguel. При первых глотках Эверест категорически напомнил мне старую добрую Корону Праздничную Светлую, когда она была нормальной. В общем очень даже питейное пиво. Стеклянные бутылки в Непале обычно имеют дозу в 650мл, сказывается неметрическая английская колониальная система мер. На наши деньги бутылка Эвереста стоит 100р, что несколько многовато, но, как я уже говорил, алкоголь в Непале немного дороже, чем у нас. Для любителей нажраться задешево везде можно найти local beer и local wine, но мало кто из белых может пить эту рисовую брагу.

Пива на розлив я там не видел.

В общем, вернулись и легли спать. Чо, завтра ж рано ехать.