Хорог не слишком отличается от других таджикских кишлаков. Он почти весь состоит из тех же глиняных мазанок, окруженных такими же заборами. Изобилье зелени, тополя, фруктовые деревья. По узеньким улочкам снуют таджики пешком, верхом, на лошадях и ишаках. На весь город до последнего года имелись только один грузовичок и два трактора, доставленные сюда из Оша по еще недостроенному Памирскому тракту. В 1933 г. самая высокая в мире горная дорога вступила в эксплуатацию, и сейчас между Хорогом и Ошем налажено регулярное автомобильное сообщение. Оно, правда, поддерживается не круглый год, так как снега делают перевалы зимою непроходимыми. Но зато во все остальное время года можно в четверо суток доехать из Оша в Хорог, на что раньше требовалось около месяца. Центральная улица Хорога все же отличает его от других кишлаков. На ней много европейских зданий, где помещаются учреждения. Всюду электричество. На небольшой площади стоит памятник В. И. Ленину. Это место митингов, собраний и демонстраций. В клубе пограничного памиргкого отряда стоит пианино, правда, весьма расстроенное, но интересное по своему происхождению. По прихоти некоей музыкальной полковницы оно было принесено сюда из Оша на руках царскими солдатами. Несли его два лета, а зимовало оно по пути в какой-то киргизской юрте.
Сегодня из Сталинабада в Хорог прилетел самолет. Он сделал несколько кругов над городом, и на фоне голубого неба среди диких ущелий он был похож на огромного грифа, искавшего добычи. Путь из Сталинабада он проделал за час сорок минут на высоте 4 - 5 тыс. м. Между тем по оврингам необходимо на этот путь затратить 14 - 15 дней.
22 августа мы с облегченным караваном выехали из Хорога. Два дня ехали во относительно приличной тропе вдоль Пянджа. Река часто меняла свой облик: то сравнительно узкий (10 - 12 - метровый) поток, бушующий, пенящийся, сметающий все на своем пути, то широкая, лазурная, похожая на озеро река. Ландшафт самого берега тоже резко менялся. Цветущие кишлаки, окруженные тополями, густые заросли барбариса сменялись пустынями, каменистыми долинами, стесненными гранитными утесами, по которым вилась наша тропа.
Третий день пути. В середине дня, переправившись через небольшую боковую реку, снова попадаем на трудную извилистую тропинку. Затем густые, трудно проходимые заросли, и мы на берегу могучей реки Бартанг. Бартанг впадает с северо - востока в Пяндж и берет свое начало в интереснейшем озере Сарез. Озеро Сарез образовалось в результате происшедшего в Средней Азии в феврале 1911 т. сильного землетрясения. Центр землетрясения был на Памире. Огромная гора, обвалившись от подземных толчков, целиком похоронила под собой кишлак Усой и перегородила путь реки Мургаб. Величина завала была около 5 км в ширину и более 500 м в высоту. Громадные каменные глыбы были отброшены на несколько километров. Воды Мургаба оказались не в силах преодолеть эту могучую природную преграду и образовали озеро. Там, где раньше зеленели прекрасные пастбища с разбросанными киргизскими юртами и кишлаками трудолюбивых таджиков, теперь раскинулось громадное горное озеро. Оно получило название Сарез по имени кишлака, затопленного его водами. Крутые, неприступные скалы заковали новое озеро. Еще теперь в ясную, тихую погоду с берега виден под водой затопленный кишлак. Всего землетрясение разрушило и затопило 6 кишлаков, погибло 180 чел. и много скота. Впадающая с востока в озеро река Мургаб, вытекая с запада, соединяется с рекой Кударой и образует Бартанг. В узком ущелье Бартанга у самого впадения в Пяндж расположены два кишлака, а дальше видны суровые скалы. По Бартангу не пройти даже ишаку. Связь с внешним миром бартангцы поддерживают по узеньким пешеходным оврингам.