Моя Тропа. Главная страница
Позвонить по скайпу
Написать по электронной почте
Моя Тропа — Средняя Азия, Гималаи — Центральный и Восточный Памир, 2011 — Перевал ГМС. ГМС Пшарт
К северу от Сареза, 2011
фото: Сергей Винокуров и Дмитрий Аманов
Перевал ГМС. ГМС Пшарт
На Мургабе. 04 июня
Река Мургаб. Приятная широкая долина. Старая тропа, старые следы присутствия людей, зелень. Красота.
139
140
Вот туда надо подниматься к перевалу ГМС.
141
ВПП для НЛО?
142
Еще при просмотре маршрута через ГуглеЗемлю я увидел два огромных прижима на правом берегу реки. Чтобы обойти их поверху, нужно взбираться на отрог примерно на километр. Потом в одном отчете нашел подтверждение - люди так и прошли в 88 году, назвали это перевалом ГМС.
Это еще не основной прижим, а какой-то предварительный, второстепенный.
143
Дима пытается немножко по нему полазать.
144
145
146
Видно, что иногда река заполняет русло гораздо выше, а сейчас у самой воды есть даже маленькие пляжики. Дров полно, сухости они необычайной.
147
Перевал ГМС. 05 июня
Временно покидаем приятную долину Мургаба. Сегодня идем по сухим местам, по пути воды не будет.
148
Начали подниматься в сторону перевала ГМС. Видна Наташа с рюкзаком.
149
Вот оттуда мы только что поднялись.
150
Сначала путь идет по узкому извилистому сухому каньону.
151
Потом мы выходим на широкие осыпные поля и перемещаемся по ним несколько на юг, обходя отрог.
152
153
Осыпные поля.
154
Самый последний участок подъема, пологая осыпь.
Седловина перевала довольно большая, холмистая. (4262 м, 38° 15.976'С 73° 14.002'В)
155
На седле очень сильный ветер. Мы в 900 метрах над рекой. Сегодня по плану должны спуститься опять к реке, но уже выше прижимов. Спуск на юг покруче, чем был подъем и просматривается одним взглядом. Видно почти всё, кроме самого нижнего участка. Ну, подойдем поближе, посмотрим, что там.
156
А казалось бы, сплошные камни вокруг.
157
Монумент, наверное. До реки метров 700 по высоте.
158
Уже и станция хорошо видна, и до реки, кажется, рукой подать, но склон укручивается, впереди угадываются скальные сбросы. Начинаем траверсировать склон влево, ищем спуск, который просматривался бы до самого конца, до реки. Приходится немного спускаться и подниматься, обходя огромные промоины в склонах. Борта у них твердые, конгломератные, так что приходится обходить. Мы устали. Скорость падает, смеркается. На самом склоне не заночуешь - площадок нет, крутовато, не сядешь. С темнотой находим себе камешки кубометров по десять, вросшие в склон, на них сверху и садимся ночевать. Под себя коврик, сверху набрасываем палатку - нормально. Ночью слабый ветер и временами легкий снежок, но даже удается немного выспаться.
159
В четыре с копейками светает. Скрипим суставами, упаковываемся и вниз. При свете оказалось, что до приемлемого спуска мы таки дошли.
Напротив, через долину припорошенный ночным снежком перевал Пшарт, один из планировавшихся вариантов дальнейшего пути. Но мы выберем выход из района по рекам.
160
Долина совсем близко.
161
Спуск почти весь осыпной, только чуть-чуть довольно мягкого конгломерата. В скалах нашелся проход.
162
Местный житель. Товарищ живет в камнях у реки. Зовут "пищуха".
163
164
И вот мы опять на Мургабе. Зелень, тропа, вода, счастье.
165
Гидро-метеорологическая станция Пшарт. 06 июня
В самом центре Памира, на реке Западный Пшарт в 1979 году началось строительство некоего объекта. Несколько отдельных зданий, системы водозабора, отопления, электроснабжения, склады и др. Хотя объект был запущен в эксплуатацию, как гидрометеостанция, есть предположение, что первоначальные цели строительства были серьезнее. У некоторых зданий имеются емкие подвалы, бункер, в котором находились водяные насосы, имеет два подземных этажа, перед главным зданием бетонный плац приличного размера, большая, опять же бетонная вертолетная площадка. Жилые помещения на несколько десятков человек, две бани - летняя и зимняя, несколько туалетов М и Ж, место для сбора мусора ниже по реке. Дорог в этом месте нет совсем. Есть две тропы из города Мургаб, проходимые для вьючного транспорта, одна из которых идет через высокий перевал, другая обходит внушительный каменный завал. Тропы достаточно трудоемкие, их прохождение может занимать 3-4 дня. Поэтому доставка всех материалов и людей для строительства объекта осуществлялась вертолетами.
ГМС Пшарт начала работать в 1986 году, а в 2005 уже закончила. Проводились снегоизмерения, метеорологические и, самое главное, гидрологические исследования. Измерялся расход воды в реке Мургаб, эта информация была очень важна для определения баланса Сарезского озера. Целый ряд наблюдений на реках и озерах Памира провели гидрологи. Особенно пристальное внимание привлекало Сарезское озеро. Это внимание было вызвано опасениями, что сдерживающий воды озера Усойский завал может не выдержать чудовищного напора воды в несколько кубических километров. В этом случае катастрофа грозила бы не только жителям прилегающих районов, но и далеко за пределами Памира, вплоть до низовьев Аму-Дарьи. Понятно поэтому, что режим Сарезского озера и состояние Усойского завала подвергались постоянным наблюдениям и обследованиям. [О. Агаханянц Между Гиндукушем и Тянь-Шанем]
В начале работы сотрудников на ГМС было 21 человек, позже, в независимом Таджикистане, их количество стало уменьшаться - до 12, потом до 7. Объем исследований сильно сократился. К 2005 году на станции работали: начальник, электрик, метеоролог/гидролог, радист, повар, дизелист, фельдшер. Позже станцию законсервировали и покинули. После этого некоторые жители города Мургаб очень быстро разграбили все, что могло пригодиться в хозяйстве и разломали остальное. В настоящее время есть проект поставить здесь автоматическую метеостанцию, вроде правительство Таджикистана ищет или нашло под это финансирование где-то в Европе.
Большую часть информации предоставил Назар Оджиев (Хорог), работавший на станции с 1996 года до ее закрытия в должности техника-метеоролога, периодически замещая начальника Бездетко М.И., когда тот уходил в отпуск.
166
Тросовая переправа через Мургаб, служившая для гидрологических исследований реки, и сейчас в отличном состоянии.
167
168
Мы с Димой переехали туда-обратно.
169
Главное здание станции.
170
Петька и Василий Иванович купили самолет. Летят.
В.И.: Приборы?
Петька: Восемь!
В.И.: Что восемь?
Петька: А что приборы?
Старый анекдот
171
Единственное, что не украли - пожарные ведра.
172
Осталось немного книг, в том числе художественные, по метеорологии, гидрологии и т.д.
173
Вот какие заботы были у людей на станции.
173.5
Кинобудка.
174
Дизельная + зимняя баня.
175
Дизель-генератор. "Тоже люди" не знали, что в генераторе много меди.
176
Нам пора.
177
Еще в отчетах я читал про урочище Чот-Тукай. Непроходимые заросли, колючки и медведи - у всех проходивших долиной Мургаба это оставляло яркие воспоминания. Нам удалось заметить хорошую тропу, обходящую заросли сверху.
178
179
Мы спустились уже к верхнему краю Чот-Тукая, близко от реки Западный Пшпрт.
Выгоревший участок урочища.
180
Сейчас река спокойная, переправа несложна.
181
« Ранее    Далее »